Механизмы стабилизации предприятия


Антикризисный управляющий на основании глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выявляет факторы, приведшие к кризису, и разрабатывает стабилизационную программу, направленную на восстановление платежеспособности предприятия.

Именно на этом этапе начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. Эти отличия заключаются в смене критериев принятия решений. В рамках "нормального" управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств.К основным механизмам стабилизации предприятия при угрозе банкротства относят следующие.


Принцип «отсечения лишнего» определяет необходимость сокра­щения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответ­ствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов лик­видных активов (с целью их срочной конверсии в денежную фор­му).


Это возможно за счет:


- взыскание дебиторской задолженности (в т.ч. через суд), либо ее продажа с дисконтом;

- снижения периода предоставления товарного (коммерчес­кого) кредита;

- снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

- уценки запасов ТМЦ до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации;

- ускоренной продажи неиспользуемого оборудования по це­нам спроса на соответствующем рынке;

- аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств;

- продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы;

- пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;

- увеличения периода предоставляемого поставщиками товар­ного кредита.


Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достиг­нутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприя­тия, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем от­резке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отла­женный характер.


Принцип «сжатия предприятия» предусматривает мероприятия как по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого объема их потребления:


- сокращение суммы постоянных издержек (арендная плата фирмы, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация и др.);

- снижение уровня переменных издержек (приобретение сырья, оплата труда производственного персонала, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.);

- повышение производительности труда и т.п.;

- проведение ускоренной амортизации активной части основных средств с целью возрастания объема амортизационного потока;

- своевременная реализация выбываемого в связи с высоким износом или неиспользуемого имущества;

- обновление внеоборотных активов (здания, машины, оборудование и проч.) преимущественно за счет их аренды (лизинга).


Цель этого этапа считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, обеспечивающий его финансовую устойчивость.


Санация - система мероприятий по финансово­му оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью других юридических и физических лиц и направленных на предотвраще­ние объявления предприятия-должника банкротом.


Санация пред­приятия проводится в следующих случаях:

- до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если пред­приятие, пытаясь выйти из кризисного состояния, прибе­гает к внешней помощи;

- если предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявле­нием о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (как правило, государственного предприятия);

- если решение о санации выносит арбитражный суд по пред­ложениям, поступившим от желающих удовлетворить тре­бования кредиторов к должнику и погасить его обязатель­ства перед бюджетом.


Немалая роль в вопросах предотвращения банкротства отводится изысканию путей увеличения денежных средств предприятия за счет собственных возможностей. Например, за счет оптимизации ценовой политики предприятия, за счет дополнительной эмиссии акций либо привлечения дополнительного паевого капитала и т.д.