Антикризисное управление и жизненный цикл предприятия

 

Кризис — это крайнее обострение противоречий в организации, угрожающее ее жизнестой­кости.

Причины кризиса на предприятиях различ­ны. Условно они подразделяются на объективные - связанные с потребностями модернизации и реструктуризации производства и субъективные - отражающие ошибки в управлении.

 

В деятельности предприятия кризисы или угроза кризисов - постоянное явление. Объясняется это тем, что все экономические системы (государства, отдельные регионы и предприятия) подчиняются закону циклического развития.


Закон циклического развития систем неразрывно связан с теорией экономических кризисов и сводится к тому, что весь мир (в том числе и отдельные предприятия и организации) живёт в системе повторяющихся колебаний: подъёмов и спадов.

 

Подобно тому, как в нашей жизни на смену ночи приходят утро, день и вечер, а затем всё повторяется и снова наступает ночь, также и в деятельности предприятия – на смену фазы подъёма приходят застой и спад производства и ещё вчера успешная деятельность неожиданно перерождается в ряд серьёзных проблем, которые постепенно преодолеваются, наступает период стабилизации, а затем и подъема, нового витка в деятельности предприятия. Через какое-то время всё повторяется снова: периоды спада и подъема повторяются на предприятии с завидной регулярностью и потому приходит мысль о их закономерности.

 

Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства и означают «цикличес­кий» характер его развития.

 

Жизненный цикл предприятия - это повторяющиеся на протяжении ряда лет колебания различных показателей экономической активнос­ти предприятия: общего объема продаж, общего уровня цен, загрузки производственных мощностей, величины инвестиций и др.

 

Жизненный цикл предприятия насчитывает четыре фазы: подъем, спад (кризис), депрессия, оживление.


Первая фаза - подъем (бум) - ускорение экономического развития предприятия обна­руживается в серии нововведений, возникновении новых товаров и услуг, в стремительном росте капиталов­ложений, цен и заработной платы. В то же время нарастает напряжен­ность балансов, увеличиваются товарные запасы.


Подъем, выводящий экономику предприятия на новый уровень в ее поступа­тельном развитии, подготавливает базу для кризиса.


Вторая фаза — кризис (спад). Происходит сокращение объе­ма производства, деловой активности и числа работников предприятия, наблюдается падение спроса на продукцию, рост дебиторской задолженности и затоварива­ние складов.


Третья фаза — депрессия (стагнация). Более или менее про­должительная фаза - от полугода до трех лет. Происходит приспособ­ление хозяйственной жизни предприятия к новым условиям и потребностям, обретение нового равновесия. Для этой фазы характерны неуве­ренность, беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он не рискует вклады­вать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяй­ствования стабилизируются.


Четвертая фаза — оживление (восстановление). Растут капиталовложения, цены и объемы производства, в штат предприятия набираются новые сотрудники. Оживление завершается дос­тижением предкризисного уровня развития бизнеса. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.

 

Далее наступает новый виток спирали экономического разви­тия, снова возникает фаза подъема, которая подготавливает базу для нового кризиса, и т.д.

 

Характерная черта цикличности — это движение не по кругу, а по спирали, поэтому цикличность — фор­ма прогрессивного развития.

 

Движение по спирали означает, что после каждого пережитого кризиса предприятие становится ещё более сильным и жизнеустойчивым чем до кризиса и, после спада, в его деятельности начинается подъем на совершенно новом качественном уровне. После кризиса предприятие, как правило, занимает новую нишу на рынке, начинает выпускать новую продукцию и осваивать новые, ранее несвойственные сферы. Вот почему так важно знать и уметь прогнозировать наступление нового витка (фазы цикла) в деятельности конкретного предприятия.

 

Антикризисный управляющий, придя на новое предприятие с целью его реабилитации в первую очередь должен оценить в какой фазе жизненного цикла оно находится и только после этого разрабатывать индивидуальные рекомендации для сглаживания негативных явлений и выводу предприятия на качественно новый уровень развития.