Кризис — это крайнее обострение противоречий в организации, угрожающее ее жизнестойкости.
Причины кризиса на предприятиях различны. Условно они подразделяются на объективные - связанные с потребностями модернизации и реструктуризации производства и субъективные - отражающие ошибки в управлении.
В деятельности предприятия кризисы или угроза кризисов - постоянное явление. Объясняется это тем, что все экономические системы (государства, отдельные регионы и предприятия) подчиняются закону циклического развития.
Закон циклического развития систем неразрывно связан с теорией экономических кризисов и сводится к тому, что весь мир (в том числе и отдельные предприятия и организации) живёт в системе повторяющихся колебаний: подъёмов и спадов.
Подобно тому, как в нашей жизни на смену ночи приходят утро, день и вечер, а затем всё повторяется и снова наступает ночь, также и в деятельности предприятия – на смену фазы подъёма приходят застой и спад производства и ещё вчера успешная деятельность неожиданно перерождается в ряд серьёзных проблем, которые постепенно преодолеваются, наступает период стабилизации, а затем и подъема, нового витка в деятельности предприятия. Через какое-то время всё повторяется снова: периоды спада и подъема повторяются на предприятии с завидной регулярностью и потому приходит мысль о их закономерности.
Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства и означают «циклический» характер его развития.
Жизненный цикл предприятия - это повторяющиеся на протяжении ряда лет колебания различных показателей экономической активности предприятия: общего объема продаж, общего уровня цен, загрузки производственных мощностей, величины инвестиций и др.
Жизненный цикл предприятия насчитывает четыре фазы: подъем, спад (кризис), депрессия, оживление.
Первая фаза - подъем (бум) - ускорение экономического развития предприятия обнаруживается в серии нововведений, возникновении новых товаров и услуг, в стремительном росте капиталовложений, цен и заработной платы. В то же время нарастает напряженность балансов, увеличиваются товарные запасы.
Подъем, выводящий экономику предприятия на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для кризиса.
Вторая фаза — кризис (спад). Происходит сокращение объема производства, деловой активности и числа работников предприятия, наблюдается падение спроса на продукцию, рост дебиторской задолженности и затоваривание складов.
Третья фаза — депрессия (стагнация). Более или менее продолжительная фаза - от полугода до трех лет. Происходит приспособление хозяйственной жизни предприятия к новым условиям и потребностям, обретение нового равновесия. Для этой фазы характерны неуверенность, беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он не рискует вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются.
Четвертая фаза — оживление (восстановление). Растут капиталовложения, цены и объемы производства, в штат предприятия набираются новые сотрудники. Оживление завершается достижением предкризисного уровня развития бизнеса. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.
Далее наступает новый виток спирали экономического развития, снова возникает фаза подъема, которая подготавливает базу для нового кризиса, и т.д.
Характерная черта цикличности — это движение не по кругу, а по спирали, поэтому цикличность — форма прогрессивного развития.
Движение по спирали означает, что после каждого пережитого кризиса предприятие становится ещё более сильным и жизнеустойчивым чем до кризиса и, после спада, в его деятельности начинается подъем на совершенно новом качественном уровне. После кризиса предприятие, как правило, занимает новую нишу на рынке, начинает выпускать новую продукцию и осваивать новые, ранее несвойственные сферы. Вот почему так важно знать и уметь прогнозировать наступление нового витка (фазы цикла) в деятельности конкретного предприятия.
Антикризисный управляющий, придя на новое предприятие с целью его реабилитации в первую очередь должен оценить в какой фазе жизненного цикла оно находится и только после этого разрабатывать индивидуальные рекомендации для сглаживания негативных явлений и выводу предприятия на качественно новый уровень развития.